С детьми по осторожнее

С детьми по осторожнее
Безусловно, России нужен детский кинематограф, но это не повод себя насиловать, вымучивая сценарии и фильмы о детях. Такие истории должны идти от сердца и проходить через голову. Желательно – через несколько умных голов, сведущих в кино и детской психологии. Особенно сейчас, когда никому не понятно, каким именно должно быть наше детское кино и какие идеи и ценности оно обязано предлагать юным зрителям. К сожалению, пока эта тривиальная мысль доходит до отечественных киношников, нам приходится смотреть фильмы вроде «Осторожно, дети».
Что первым бросается в глаза, когда изучаешь ленту Лебедева? Полное отсутствие сюжета. В фильме есть только последовательность событий. Вот герои сбегают из школы, вот они залезают в канализацию, вот они устраивают гонки на скейтах, вот забираются на крышу, вот оказываются у одноклассника, родители которого организовали дома настоящий зверинец… И что с того? Ничего. Открою тайну – фильм сводится к тому, что в финале герои начинают называть друг друга по имени. Видимо, это символ того, что Горохов и Григорьев подружились. Поразительное достижение, учитывая, что в начале картины они явно не враждовали. И, кстати, с каких пор пятиклассники называют друг друга по фамилии?
Но допустим, что дети все-таки общаются по-взрослому. Тогда возникает вопрос – как именно парни подружились? Народная мудрость учит, что друг познается в беде. Вот если бы ребята надолго застряли в канализации… Или сильно разбились, катаясь на скейтах. Или попали в капитальную передрягу, когда пробрались в баню (почему наши детские режиссеры так любят раздевать мальчиков догола?). Но нет – постановщик боится ставить героев в по-настоящему сложные ситуации. А из поверхностных переживаний могут вылиться только поверхностные отношения.
Более того, снисходительно смотря на проделки мальчишек, Лебедев в буквальном смысле слова учит плохому. Играть в канализации опасно, играть на крыше опасно. Пробираться в чужие квартиры и на хлебозаводы нельзя. У дурных поступков должны быть неприятные последствия.
Именно так кино может и должно учить детей. Вспомните советскую классику. Но даже если забыть обо всем вышеизложенном, фильм все равно плох. Потому что Горохов невыносим. Он явно страдает от ADHD – синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
В Америке такой диагноз иногда ставят тем, кто слегка неусидчив, но Горохов – эталонный пример этого психического отклонения. Он постоянно врет, не контролирует свои поступки, не отвечает за свои слова, не думает об опасности… Такой друг – кара божья. Такой персонаж – кара для зрителя. Потому что он раздражает каждым поступком, каждым словом, каждым жестом. Если, конечно, не видишь в нем себя.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.