Спешка

Спешка


Было бы странным сетовать по поводу того, что сегодняшние юные растут, не зная лишений, не то что в СССР. Но стоит учесть: безмятежность жизни способна подействовать расслабляюще. Недальновидной представляется позиция иных родителей, старающихся всеми правдами и неправдами создать своим детям буквально тепличные условия. «Нам было трудно, пусть уж наши дети трудностей не знают» — такие реплики попали уже в фельетоны, и фельетоны эти, увы, сохраняют пока свою жизненность.

Беда в том, что, освобождая детей от всех забот и хлопот, прежде всего от участия в труде, мы как раз гарантированно создаем им трудности в будущем. Отрыв от реальной жизни никому еще не приносил пользы. Он и обнаруживается быстро, как правило.
Напротив, если вы желаете добра юному человеку, вы делаете все возможное для того, чтобы стимулировать его трудовое, моральное созревание. Тем более что приходится считаться с явлением акселерации. Физическая зрелость наступает теперь раньше (это хорошо известно), опережая по времени наступление зрелости социальной. К тому же если возраст физической зрелости обнаруживал тенденцию к снижению, то, напротив, путь к самостоятельной жизни удлинялся, все более продолжительными становились сроки обучения.

Это порождает достаточно сложную личную ситуацию для юноши, девушки. Не все справляются с этой ситуацией — и тогда приходится говорить об инфантилизме молодого человека. Реформа школы не в последнюю очередь была продиктована необходимостью создать условия для того, чтобы успешнее и быстрее вести юных к социальной зрелости. Задача эта не разрешима лишь улучшением собственно трудовой подготовки, и высокий (в профессиональном отношении) уровень подготовки мало что даст, если при этом не выработано ответственного отношения к труду.
А такое отношение вырабатывается опять-таки только в русле формирования коммунистического мировоззрения, включающего в качестве основной черты понимание труда как важнейшей жизненной потребности.
Задача предупреждения инфантилизма, преодоления своеобразных ножниц между различными измерениями зрелости — это лишь одна из задач, порождаемых временем.

Убыстряющийся научно-технический и социальный прогресс требует учета многих новых фактов и явлений при формировании отношения человека к окружающему миру, к обществу, к самому себе. И нынешнему молодому поколению приходится испытывать это особенно остро.
Научно-техническая революция предъявляет повышенные требования к интеллектуальному развитию человека, к его знаниям. Речь идет не просто о возрастании объема информации, которую необходимо усвоить, тут и другое: именно молодым приходится совершать прорыв в новые области знания и производства (электронно-вычислительная техника, биотехнология и генная инженерия, робототехника и гибкие автоматизированные производства, земледелие на научной основе, криогенная технология и т. д. и т. п.). Молодые живут в предчувствии и в предвидении новых научных и технических достижений. Это замечательно.

Но наряду с этим может возникнуть неверное представление о том, что ценностью обладает только новое. Такое представление создает помехи преемственности культуры. (Могут сказать, что в этом, в общем, нет ничего неожиданного — подобная картина наблюдалась и прежде. Так-то оно так, но глобальность перемен придает мазкам на этой картине особую резкость.)
Ритм происходящего и переживаемого изменился. Относительно спокойное и размеренное течение повседневной жизни человека уступило место более напряженному, интенсивному, насыщенному событиями. В единицу времени сегодня надо успеть узнать, понять, сделать гораздо больше, чем выпадало человеку, скажем, двадцать лет назад. Это, безусловно, опять-таки психологическая нагрузка, которая может порождать своеобразные отрицательные реакции, желание «отключиться» от слишком требовательной жизни. Очень часто рост знания у юных сопровождается ростом незнания; в их эрудиции легко обнаруживаются провалы.

Тем более не все и не всегда успевают осмыслить полученную информацию. Если она не упорядочивается в свете четких мировоззренческих установок, то осведомленность иных молодых людей, несомненно возросшая по сравнению с той, которой располагали когда-то их родители, оказывается зачастую неполноценной: образованность и информированность таких молодых людей, как отмечалось в партийных документах, уживаются с политической наивностью.
Растет объем не только научно-технической и политической информации, но и эстетических познаний. Все новые герои обращаются к юношеству со страниц книг, по каналам телевидения, с киноэкрана. Герои эти привлекательны: они из сегодняшней жизни, они отвечают приметам времени и узнаваемы, наконец, они интересны уже тем, что они новые, вчера еще не известные никому. Быстрая смена привлекающих внимание и поражающих воображение образов затрудняет выбор идеального героя, а это может привести к иллюзии нестабильности, неустойчивости идеалов человека вообще.
Быстротечность времени сама по себе способна взять в плен. Раз время так быстротечно — поспеши, иначе не успеешь чего-то сделать, отстанешь, упустишь. Цени мгновение! Звучит неплохо, но есть опасность деформации этого призыва: вместо «цени каждое мгновение» — «цени только это мгновение». Отсюда недалеко до ложного жизненного стереотипа — «живи прежде всего сегодняшним днем». Рост цены времени таит в себе опасность тревожного, почти неврастенического ощущения его мимолетности.

Резко расширилось потребление жизненных благ.
Возможность полнее удовлетворить личные вкусы, желания, интересы приводит к тому, что представления о связи человека с миром вещей подвергаются переоценке. Связь с вещью становится мимолетной и необязательной, вещи быстро теряют свое достоинство, использованные вещи обесцениваются, заменяются новыми. Во многих семьях потребительские ориентации вольно или невольно культивируются уже в детском возрасте. Отсюда меньше, чем шаг, до мещанского отношения к жизни.
Современная молодежь стоит перед миром очень ярким, интересным, эмоционально насыщенным, богатым. Разнообразные занятия, новые привлекательные и престижные профессии, книги и кинофильмы, многие часы интересных телепередач ежедневно, журналы и газеты, стремящиеся учесть интересы своих читателей, музыка и спорт, туризм и путешествия — очень широк диапазон выбора, мир действительно богат, и есть много способов приобщиться к этому миру. Бывает, что и глаза разбегаются. Ошибочный выбор ведет либо к ясно осознанной неудовлетворенности, либо к удовлетворенности мнимой, что особенно опасно в самом начале жизненного пути.

Резко изменился характер общения. Происходит прямо-таки «взрыв контактов». Легко возникают (и умирают) приятельства и дружбы. Круг знакомств сегодняшнего молодого человека очень широк, особенно в городах. Развитие средств связи позволяет легко общаться и на расстоянии. (Социологи изобрели на этот случай термин «дистантное общение».) Но хотя количество контактов растет, само общение очень часто оказывается кратковременным, непостоянным. И тут может возникнуть ложное ощущение моральной необязательности перед теми, кого «сегодня видишь, а завтра нет».
...Мы постарались обрисовать противоречивость воздействия на личность всего того, что так или иначе связано со сдвигами, которые принесли с собой научно-техническая революция, социальные, культурные контакты как внутри страны, так и с другими странами. Эти сдвиги создают для молодого человека ситуации, которые можно назвать проблемными: в них есть момент выбора, возможность предпочесть ту или другую линию поведения. (В нашей философской литературе высказана точка зрения, согласно которой такие ситуации, прежде необычные, становятся нормой деятельности для возрастающего числа людей.)

Одни из таких ситуаций требуют, как иногда говорят, многовариантности решений (они сложны, неоднозначны). Другие, напротив, предполагают жесткий выбор: между новым и старым, передовым и консервативным, прогрессивным и реакционным, научным и ненаучным, гуманным *и антигуманным, идейным и безыдейным.
Так снова и снова приходим мы к утверждению исключительной роли мировоззренческих основ: вероятность «сильного хода» в проблемной ситуации повышается, если юноша способен взглянуть на нее, руководствуясь четким научным мировоззрением. Лишь оно дает личности правильный способ познания мира и определения своего отношения к нему.

Комментариев 1

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.